брак


брак

брак, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак всегда институт социального договора. Универсальные функции брака — упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений и установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер этих прав и обязанностей определяется обычаем или законом и конкретизируется перед вступлением в брак родителями или опекунами, женихом и родственниками невесты (чаще всего в традиционных обществах) — брачный сговор; самими будущими супругами (чаще всего в современных индустриальных обществах) — неформальная договорённость или брачный контракт. Рождение и воспитание потомства, а также легализация его статуса и передача ему по наследству известных прав и имущества представляют собой важнейшие, но не обязательные функции брака. В отдельных обществах допускались в прошлом или начинают допускаться в последнее время однополые браки, представляющие исключительное или редкое явление.

Согласно эволюционистским концепциям, сложившимся в XIX веке и длительное время бытовавшим в отечественной литературе, возникновению брака предшествовал так называемый первобытный промискуитет, или гетеризм, — беспорядочное половое общение. Первой формой брака считался групповой брак, трактовавшийся весьма широко — от фактических брачных отношений между конкретными группами мужчин и женщин до потенциального права представителей одной родственной группы вступать в брачные отношения с представителями другой. На смену групповому браку пришел первобытный парный, или индивидуальный брак, который мог быть полигинным или полиандрическим. Отличие парного брака от более поздней моногамии виделось в меньшей прочности брачных отношений и в равноправии супругов. Моногамия и узаконенные формы полигамии, характеризовавшиеся сугубым доминированием мужчин, связывались с возникновением и укреплением отношений частной собственности.

В современной науке сохраняется скептическое отношение к возможности реконструкции конкретных путей эволюции брака. Как правило, отвергается гипотеза группового брака и предполагается, что индивидуальный парный, полигинный или полиандрический браки были наиболее ранними формами брака, исторически равноправными, обусловленными различными локальными традициями взаимоотношений полов, которые, по-видимому, никогда не были промискуитетными и имели характер более или менее длительных избирательных альянсов. Несомненно, как институт социального договора, свидетельствующий о достаточно развитой нормативной культуре, брак имеет гораздо более позднее происхождение, чем семья, которую человек унаследовал от своего животного предка. Индивидуальный парный, полигинный и в редких случаях полиандрический браки сохраняются или сохранялись вплоть до недавнего времени в традиционных обществах. Они могли быть как кратковременными, так и прочными, в том числе пожизненными союзами. Обязательная и безальтернативная (в этом главное отличие от парного брака) моногамия утвердилась в связи с установлением ряда государственных правовых систем и особенно с распространением христианства, так же как и полигиния была закреплена в правовой форме исламом. Соотношение между развитием форм брака и развитием форм социальной стратификации, классовых отношений и отношений собственности не поддается однозначным трактовкам.

Нормативные установки, определяющие выбор брачных партнёров, чрезвычайно разнятся у различных народов мира. Свободный личный выбор вступающих в брак является безусловной нормой лишь в современных демократических обществах. Во всех остальных выбор партнёров так или иначе диктуется или контролируется родителями будущих супругов, их семьями, родственными группами, какими-то другими группами или лицами, руководствующимися экономическими, престижными, политическими, династийными и иными мотивами, не всегда согласующимися с интересами и устремлениями брачащихся. При этом особенно часто и значительно ограничивается волеизъявление женщин. Вместе с тем, объективно и универсально существующее избирательное половое влечение, индивидуальная половая любовь повсюду сказываются на реальных отношениях людей, и брак по индивидуальному чувству иногда бывает возможен вопреки самым жёстким нормам. А в обществах, декларирующих свободу выбора, взаимное влечение на практике далеко не всегда лежит в основе брачных союзов. Брак как институт социального договора, с одной стороны, и индивидуальное половое влечение как биологическое и психологическое, хотя и культурно опосредованное явление, с другой стороны, принадлежат разным, в ряде отношений противостоящим друг другу сферам человеческой жизни.

Почти универсально при выборе брачных партнёров действуют нормы, исключающие инцест. Во многих традиционных и традиционно ориентированных обществах возможности выбора супругов ограничиваются нормами экзогамии, а также такими обычаями, как прескриптивные или предпочтительные левират, сорорат, кузенный брак и др. Экзогамия родственных групп (например, линиджей или кланов) может сочетаться с эндогамией более крупных социальных образований — крупных общин, племён, социальных страт или сословий, каст, профессиональных или конфессиональных объединений, этнических групп и т. п. Известны и кровнородственные эндогамные объединения.

При изучении видов брачного поселения выделяются нормативные вирилокальность и патрилокальность, уксорилокальность и матрилокальность, неолокальность и реже встречающиеся авункулокальность и дислокальность. Иногда их пытаются выстроить в исторические последовательности: от дислокальности к матри- или уксорилокальности в раннепервобытных обществах и от патри- или вирилокальности в позднепервобытных и доиндустриальных обществах к неолокальности в современных индустриальных. Всё многообразие исторических и этнологических фактов вряд ли укладывается в подобную стадиальную схему, хотя в целом ряде традиционных обществ действительно зафиксированы или реконструированы переходы от матрилокальности к патрилокальности, а неолокальность приобретает ведущие позиции в обществах с высокоразвитой городской культурой.

Среди многообразных способов заключения брака особым вниманием этнологов пользуются распространённые преимущественно в доиндустриальных обществах брак — покупка, обменный брак, брак отработкой (см. Брачный выкуп), а также более редкий брак через похищение ("умыкание") невесты. Во всех этих обычаях часто видят свидетельства или следы неравноправия женщин. Предметом пристального изучения являются также традиционные свадебные обряды — важнейшие из обрядов перехода. Формы их широко варьируют: от простого разжигания домашнего очага до многодневных и многоэтапных пышных церемоний, окрашенных репрезентативной этнической спецификой.

Не меньшим вниманием исследователей пользуются экономические, статусные (см. Патриархат, Домохозяйство), эмоциональные и сексуальные аспекты брака и их проявления в различных культурах, а также всевозможные правила этикета, регулирующие поведение супругов в отношениях друг с другом и со свойственниками, в особенности характерные для традиционных обществ, в частности избегание.

В современных городских культурах функции и содержание института брака быстро и существенно изменяются и сам институт, возможно, утрачивает свою универсальность, о чём свидетельствуют учащение разводов и случаев временного или постоянного раздельного проживания супругов, увеличение числа людей, отказывающихся или неспособных вступить в брак и воспитывающих детей вне брака (чаще женщин), распространение неформализованных более или менее кратковременных сожительств.

О. Ю. Артёмова, В. А. Тишков


Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1998.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "брак" в других словарях:

  • бракёр — бракёр …   Русское словесное ударение

  • брак — брак, а …   Русский орфографический словарь

  • бракёр — бракёр, а …   Русский орфографический словарь

  • бракёр — бракёр …   Словарь употребления буквы Ё

  • бракёр — брак/ёр/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Брак — – брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание во взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • БРАК — это продолжение любви иными средствами. Геннадий Малкин В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю. Моисей Сафир Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке. Пьер Боннар Многие… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Брак — Брак: Брачный союз: Брак (традиционный). Церковный брак. Гражданский брак. Морганатический брак. Временный брак. Брак по расчёту. Фактический брак. Фиктивный брак. Групповой брак. Однополый брак. Брак  трагикомедия 1974 года. Брак … …   Википедия

  • БРАК — (по советскому праву) добровольный, свободный союз мужчины и женщины, заключённый с целью создания семьи с соблюдением установленных советским законом правил и порождающий права и обязанности супругов. В советском социалистическом обществе брак… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • бракёр — бракёр, бракёры, бракёра, бракёров, бракёру, бракёрам, бракёра, бракёров, бракёром, бракёрами, бракёре, бракёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

Книги

Другие книги по запросу «брак» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.